Главная страница Новости
Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Б…

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января 2021 года, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, в день памяти святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобных Сергия Радонежского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили клирики храма.

На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании Литургии владыка Иларион обратился к присутствующим c архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение, которое мы слышали, дает нам возможность задуматься о том, как мы читаем Евангелие и как мы понимаем слова Господа нашего Иисуса Христа.

Очень часто люди из всего Евангелия выбирают какое-то одно изречение и, пытаясь понять его буквально, приходят к ложному представлению о том, чему в действительности учил Господь Иисус Христос.

Наш великий русский писатель Лев Николаевич Толстой прочитал в Евангелии слова Христа: «не противься злому» (Мф. 5.39) и из этого извлек учение о том, что нельзя никогда сопротивляться злу, которое существует в мире. Если, например, начинается война, то не следует брать в руки оружие, чтобы защищать свою страну, и вообще христианину не следует служить в армии. Это лишь один из множества примеров неправильного, ложного истолкования того, что говорил Господь Иисус Христос в Евангелии.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим о том, как некий человек подошел к Иисусу и сказал: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18.18). И Господь ответил ему: «что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18.19).

В IV веке проповедники арианской ереси говорили, что Сын меньше Отца, что Сын не единосущен Отцу, что у Сына и Отца разные природы, а потому нельзя почитать Отца, Сына и Святого Духа как три равные Божественные ипостаси, в том числе ссылались и на этот евангельский отрывок. Они говорили: вы же слышали, Сам Господь сказал: никто не благ, только Бог Отец. Значит, Бог Отец по природе является благим, а Сын является человеком, которого Бог усыновил, но который иноприроден Богу, не единосущен Ему, не равен Ему. Такова была ересь Ария, которую в IV веке опровергали святые отцы, в том числе Афанасий, архиепископ Александрийский, чью память мы сегодня совершаем.

На протяжении полувека он боролся с этой арианской ересью. Он доказывал, что Сын Божий равен и единосущен Богу Отцу, а те слова, которые мы сегодня слышали, он понимал в таком смысле, что Господь Иисус Христос указал на благость Божественной природы, которой Он обладал как Бог. Человеческая природа не является в ее нынешнем падшем состоянии благой, то есть доброй, она имеет наклонность к греху, хотя и она изначально была сотворена Богом как благая. Но подлинная благость, подлинный источник добра – Сам Бог, и по Своей Божественной природе, учил святой Афанасий, Господь Иисус Христос равен Богу Отцу, а по Своей человеческой природе Он равен нам, людям. Сочетание Божественной и человеческой природы в Иисусе Христе и дает то уникальное событие в истории человечества, каковым был Сам Господь Иисус Христос, весь Его жизненный путь и совершенный Им искупительный подвиг.

В IV веке спорили о том, как соединяются во Христе Божество и человечество. Появился новый лжеучитель Несторий, архиепископ Константинопольский, который говорил, что Бог Слово – это Предвечный Бог, а человек Иисус Христос – это человек, родившийся на земле. Что произошло в Боговоплощении? – говорил Несторий. Бог Слово вселился в человека Иисуса как в храм, а поэтому в Евангелии мы всегда можем различить, где Иисус действует как человек, а где Он действует как Бог. А потому и святую Деву Марию не следует называть Богородицей, ведь Она не родила Предвечного Бога, Она родила человека Иисуса Христа.

Тогда на той же Александрийской кафедре появился новый святитель – Кирилл Александрийский, чью память мы сегодня тоже совершаем. Он сказал Несторию: ты не прав, брат мой, потому что Бог Слово и человек Иисус Христос – это одно и тоже лицо, хотя Дева Мария не родила Предвечного Бога, но Она родила того же самого Человека, Который является Богом Воплотившимся, а ты рассекаешь Его на два лица, и у тебя получается два Сына Божия: один – Предвечный Бог Слово, а другой – человек Иисус Христос.

Первая ересь – арианская – была осуждена Церковью на I и II Вселенском Соборах, а несторианская ересь была осуждена на III Вселенском Соборе. Церковь на этих Вселенских Соборах восстановила и признала, что Господь наш Иисус есть Воплотившийся Бог, что Бог Слово, о Котором говорится в начале Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Ин. 1.1-3), речь здесь идет о том же самом лице, каковым является Господь Иисус Христос.

Мы не можем и не имеем право рассекать Его на два лица и на двух сынов, как это делал нечестивый Несторий. Мы исповедуем Иисуса Христа как Бога Воплотившегося, Который по Своей Божественной природе равен и единосущен Богу Отцу, а по человеческой природе Он равен нам.

Святые отцы говорили, что эти две природы в едином лице Иисуса Христа не просто сосуществуют, как какие-то две чуждые составляющие, происходит взаимопроникновение двух природ, эти две природы соединяются неслитно, неразлучно, неизменно и нераздельно, то есть, с одной стороны, они не сливаются одна с другой, одна природа не поглощает другую. Как Бог Иисус Христос всегда остается Богом, даже в Своем страдании, даже в Своей богооставленности на кресте, а как человек Он всегда остается человеком: и когда Он спит на корме, потому что Он устал; и когда Он хочет есть; и когда Он гневается или радуется как человек, Он при этом всегда остается Богом. Эти две природы в Иисусе Христе, Божественная и человеческая, чудесным образом соединяются и проникают одна в другую.

Почему это все для нас так важно? Почему святые отцы так настаивали на том, чтобы все мы знали эти богословские истины? Потому что это имеет прямое отношение не только к Господу Иисусу Христу, но и к каждому из нас.

Человеческая природа была создана изначально благой и доброй, не преклонной к злу, потому что такой ее создал Сам Бог. Но после того, как произошло грехопадение и человек употребил свою свободную волю не только для исполнения заповедей Божиих, но и для того, чтобы противиться Ему и делать неугодное Богу, человеческая природа стала падшей. Мы наследовали от первозданного Адама эту падшую человеческую природу удобопреклонной ко греху, но это не значит, что путь ко спасению для нас закрыт. Наоборот, это значит, что путь ко спасению лежит через преодоление того греховного начала, которое мы унаследовали от Адама и от наших предков и тех грехов, которые мы приобрели сами своей собственной жизнью.

Это значит, Господь призывает нас к тому, чтобы мы возобновили в себе тот образ Божий, по которому были созданы. И это возобновление в каждом из нас образа Божия святые отцы – тот же самый Афанасий, Кирилл и другие отцы Церкви Восточной Церкви – называли обожением, то есть соединением человеческого естества с Божественным естеством. Но не так, как это было в Иисусе Христе, где два естества были соединены неслитно, неразлучно, неизменно и нераздельно, а по причастию: человек может быть причастником Божественного естества. Он остается человеком, но если он движется по пути к святости, то его человеческое естество постепенно оказывается пронизанным Божественным присутствием.

Мы знаем из житий, что святые достигали этого состояние богоуподобления. Они преображались на глазах людей подобно тому, как Христос преобразился перед учениками. Они совершали чудеса и поступки, которые невозможно совершить обычному человеку, потому что в них вселялась Божественная сила. Это и есть путь ко спасению, который открыт для каждого из нас. Это путь к святости, путь к богоуподоблению. Этот путь начинается для каждого из нас с Таинств крещения и причащения. В крещении мы получаем Христа как нашего Учителя, Спасителя и Путеводителя. В Таинстве причащения мы вкушаем Тело и Кровь Христовы, Которые проникают в наше человеческое естество, оживотворяют его и обоготворяют изнутри. И не только наш физический тленный состав, но и нашу душу, ум и сердце. Вот к какому пути призывает Господь наш Иисус Христос. Вот по какому пути Он заповедует нам идти.

Слова, которые мы слышали сегодня, Господь произнес в ответ на недоумение учеников: «кто же может спастись?» (Лк. 18.26), Господь ответил: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18.27). Эти слова относятся к каждому из нас.

По человеческим меркам нам спастись невозможно, потому что в каждом из нас слишком много греховного начала, слишком далеки мы от той благости, которая не соединяется ни с чем греховным. Грехи у нас и свои собственные, и те, которые мы унаследовали, но Господь дал нам спасительное Таинство покаяния как второе крещение, к которому мы можем прибегать всякий раз, когда этого захотим, и Господь дал нам Таинство святого причащения, в котором Он Сам соединяется с нами. Еще Господь дал нам Свои Божественные заповеди, которые Он призывает нас исполнять, говорит нам: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14.23). Эти словаГосподь сказал Своим ученикам на Тайной вечери. Не просто Я приду к вам, но вместе с Отцом приду. Вся Святая Троица к нам придет, если мы будем жить так, как Господь нам заповедует, подобно тому, как три ангела пришли к Аврааму.

Будем идти этим путем спасения, который открыл нам Господь Иисус Христос, который открыла нам святая Церковь, будем исповедовать ту веру, которую Господь проповедовал и святые отцы утвердили. Не будем сомневаться в нашем спасении, но будем делать все для того, чтобы помочь Богу спасти каждого из нас, потому что без наших собственных усилий Бог не сможет спасти нас, даже если очень этого хочет. Мы должны Ему в этом помочь.

Я всех вас поздравляю с праздником. Берегите себя, своих близких и да хранит вас всех Господь».

Служба коммуникации ОВЦС

Поделиться:
Святейший Патриарх Кирилл открыл конференцию, посвященную первенству и соборности в Православии

16 сентября в 14:30

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения»

16 сентября в 13:50

Святейший Патриарх Кирилл откроет конференцию по теме первенства и соборности в Православии

14 сентября в 15:40

Поздравление Патриарха Кирилла по случаю 155-летия Московской государственной консерватории

13 сентября в 22:30

Приветствие Предстоятеля Русской Церкви участникам межрелигиозного форума G20

12 сентября в 21:20

Патриарх Кирилл возглавил торжества в Санкт-Петербурге по случаю 800-летия Александра Невского

12 сентября в 16:01

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла епископу Мар Аве Ройелу с избранием Предстоятелем Ассирийской Церкви Востока

10 сентября в 12:00

Обращение Патриарха к российским спортсменам – участникам XVI Паралимпийских летних игр в Токио

06 сентября в 14:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла митрополиту Иоанникию с возведением на Черногорскую кафедру

05 сентября в 20:00

Святейший Патриарх Кирилл вручил награду специальному представителю Коптской Патриархии д-ру А. Миладу

03 сентября в 23:30

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла А. Карису с избранием на пост Президента Эстонии

02 сентября в 14:30

Святейший Патриарх Кирилл: силы зла разрывают единство Православных Церквей

29 августа в 00:00

Соболезнование Патриарха Кирилла в связи с кончиной председателя Управления мусульман Узбекистана

24 августа в 22:00

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам фестиваля «Россия – Греция. Вместе сквозь века»

21 августа в 19:00

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Католикосу всех армян Гарегину II с 70-летием

21 августа в 10:05

Митрополит Волоколамский Иларион посетил Московский энергетический институт

20 сентября в 22:00

Достоевский и Евангелие

20 сентября в 21:40

Митрополит Иларион: Константинополь посягает на чужую собственность

20 сентября в 12:00

Митрополит Иларион: Будем просить Господа, чтобы наше сердце всегда было открыто для Его Божественного присутствия

19 сентября в 23:57

Митрополит Иларион: президент Черногории работает на разделение населения страны, в том числе по религиозному признаку

19 сентября в 20:00

Митрополит Иларион: переход на латиницу для многих украинцев стал бы культурным шоком

19 сентября в 19:00

Митрополит Иларион: Константинопольский Патриарх притязает на особые привилегии сродни папским

19 сентября в 16:10

Митрополит Иларион: попытки искоренить русский язык в ряде стран постсоветского пространства нарушают права человека

19 сентября в 12:00

Митрополит Волоколамский Иларион в дистанционном режиме принял участие в конференции патрологов в Вене

18 сентября в 20:50

Митрополит Иларион возглавил презентацию сборника о воссоединении Киевской митрополии с Русской Церковью в XVII веке

16 сентября в 23:10

Выступление митрополита Илариона на презентации сборника «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. 1676-1686 г. Исследования и документы»

16 сентября в 23:05

Председатель ОВЦС принял участие в конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения»

16 сентября в 16:00

Властные притязания Константинополя как угроза единству Церкви

16 сентября в 15:50

Святейший Патриарх Кирилл открыл конференцию, посвященную первенству и соборности в Православии

16 сентября в 14:30

Состоялась встреча председателя ОВЦС с послом Соединённых Штатов Америки в Российской Федерации

15 сентября в 18:00

Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры

11 сентября в 20:00

Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры

29 августа в 23:00

Митрополит Иларион: Святой Дух – главное сокровище христианской души

01 августа в 22:00

Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу

27 июня в 23:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января в 21:20

Митрополит Иларион: Господь насытил воды Иордана Своим Божественным присутствием, чтобы в них омывались грехи человеческие

19 января в 20:53

В Крещенский сочельник митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке

18 января в 19:17

Митрополит Иларион: Покаяться – значит изменить образ жизни

17 января в 20:05

Page is available in the following languages
Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение
Рус Укр Eng Deu Ελλ Fra Ita Бълг ქარ Срп Rom عرب