Главная страница Новости
Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возмож…

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января 2021 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили клирики храма.

На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании Литургии владыка Иларион обратился к присутствующим c архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы с вами исповедуем веру во Единого Бога, славимого в трех Лицах – Троицу Единосущную и Нераздельную. Святые отцы говорят нам о том, что три Лица Святой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – равны между собой. Нельзя сказать, что одно Лицо подчиняется другому. Мы знаем, что Бог Отец нерожденный, а Бог Сын рожден от Отца, но рожден не во времени, а в вечности. Святой Дух исходит от Отца, но чем отличается рождение от исхождения, мы не знаем.

Святая Церковь учит нас, что три Лица Святой Троицы пребывают в полном единстве, полной гармонии и совершенной любви. Сын Божий всегда исполняет волю Бога Отца — не потому, что Он меньше, чем Бог Отец, не потому, что Он находится в подчиненном положении по отношению к Богу Отцу, но потому, что так действует Божественная любовь: Отец повелевает – Сын повинуется.

Бог Сын как человек по Своей человеческой природе меньше, чем Бог Отец по Его Божественной природе. Поэтому Сын Божий говорит нам: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14. 28). Но по Своей Божественной природе Сын Божий ничем не меньше, чем Бог Отец, а Дух Святой ни в чем не уступает ни Отцу, ни Сыну.

Эту тайну открыла нам святая Церковь, чтобы мы поклонялись Единому Богу, в Троице славимому и поклоняемому.

Когда мы обращаемся к земной жизни Господа Иисуса Христа, как она изложена четырьмя евангелистами, из этой истории мы узнаём, что Сын Божий стал Сыном Человеческим: Тот, Кто равен Отцу по Божеству, стал единосущным нам по человечеству, принял нашу человеческую природу, чтобы нас спасти. И в этом была явлена не только любовь Божия к нам, но и смирение Божие. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Смирение есть риза Божества». В эту ризу и облеклось Вочеловечившееся Слово, когда восприняло на Себя человеческую плоть.

Превечный Бог воспринял на Себя плоть земного временного человека – плоть, которую носим мы с вами. И Его смирение проявилось не только в том, что Он воспринял на Себя человеческую плоть, но и в том, как Он проявил Себя, будучи человеком.

Мы слышали недавно, как Христос пришел на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна. Он встал в очередь с прочими людьми, которые приходили на Иордан омыться от грехов, очиститься от скверны, принести покаяние за все недоброе, что они соделали, за все, несоответствующее Божественным заповедям.

Разве место Безгрешному Богу, ставшему человеком, в этой очереди грешников? Но Богу было угодно занять место в этой человеческой очереди, подойти к Иоанну Крестителю и принять от него крещение по подобию всех прочих людей, которые нуждались в очищении грехов.

Когда Иоанн возбранял Ему, то Господь ответил: «Оставь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду» (Мф. 3. 15). И тогда Иоанн, зная, что перед ним Христос, Которому он пришел уготовать путь, и у Которого он недостоин развязать ремень обуви, допускает Его к крещению, возлагает на Него свою руку и погружает Его в иорданские воды. Но когда Господь Иисус Христос выходит из воды, люди слышат голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение»(Мф. 3.17).

Что же происходит потом? Об этом мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении. После крещения Господь наш Иисус Христос не сразу выходит на проповедь. Христос начинает проповедь после того, как Иоанн завершил свою. Когда Иоанн Креститель был взят в темницу и перестало звучать его слово, перестал звучать призыв: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4.17), который Бог вложил в его уста, только тогда Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь. И этот же призыв: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», должен был теперь прозвучать из уст Самого Сына Божия, Который по Своему смирению принял на Себя человеческую плоть и продолжил служение пророка, заточенного в темницу. Словами, которыми закончилась проповедь Иоанна Крестителя – «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» — началась проповедь Иисуса Христа.

Господь пришел в этот мир не только для того, чтобы дать жизнь миру, но и продолжить дела ветхозаветных пророков. Хотя Он был больше, чем пророк, ибо Он — Сын Божий, но Его миссия была одновременно и пророческой. Он строил не на песке, а на фундаменте, и фундаментом этим была проповедь пророка. И Свою новую религию, Свое благовестие, Свое Евангелие Он построил не с нуля, а на том основании, которое до Него на протяжении более тысячи лет закладывали ветхозаветные пророки.

Вот почему наше Священное Писание включает в себя не только Евангелие Господа Иисуса Христа, послания святых апостолов, но и всю предысторию Нового Завета – Ветхий Завет, все пророческие речения, всю историю богоизбранного израильского народа, которую мы воспринимаем через призму новозаветного откровения. И весь Ветхий Завет мы прочитываем как пророчество и прообраз того, что произошло в Новом Завете. Все пророчества, в которых говорится о Сыне Божием, мы воспринимаем как относящиеся к Господу Иисусу Христу – Богу, Который пришел во плоти.

Сегодняшнее апостольское чтение говорит нам о том, что мы призваны подражать Господу в Его смирении, которое было явлено Богом Воплотившимся. Как напоминает нам сегодня святой апостол Павел в послании к Ефесянам, в Церкви у каждого человека свое служение: одному Бог дал служение пророка, другому – служение апостола, третьему – служение благовестника, четвертому – какое-то иное служение. Нет такого человека в Церкви, который не имел бы служения, на которое он поставлен Богом. Это относится не только к тем, кто имеет иерархическую степень – архиереям, священникам, диаконам, – но и к любому человеку, потому что у каждого есть свое служение и свое дарование.

Мы знаем, например, что в древней Церкви были люди, которые говорили на языках, то есть они произносили какие-то непонятные слова, будучи вдохновляемы Духом Святым, и, возможно, этими словами напитывались их душа и ум, но окружающим эти слова ни о чем не говорили. Поэтому апостол Павел пишет: «А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования (Кор. 14.13). А поскольку дары различны и Дух Святой подает каждому человеку свой дар, то нередко случалось и так, что один был пророком, говорил на языке, а другой истолковывал, что этот пророк говорит.

Так и сегодня устроена Церковь. У каждого человека есть свои дарования. Епископу Бог дал предстоять престолу Божию и совершать Божественные тайны, даровал возможность возводить в священные степени других людей. Священнику Бог дал те же возможности, кроме права рукополагать клириков. Диакону Господь дал возможность предстоять перед престолом Божиим и участвовать в Божественной евхаристии, помогая священнику в его совершении, но не дал право самостоятельно ее совершать.

Кому-то Бог дал богословский дар, и этот человек, будучи мирянином, изучает и толкует Священное Писание, пишет богословские сочинения и его трудами напитываются духовно православные христиане. Кому-то Бог дал хороший голос и хороший слух, и такой человек призывается Богом и Церковью на клирос, чтобы своим пением восхвалять Господа. Другим Бог дал иные дарования – каждому свое. И Церковь призывает нас с благодарностью Богу относиться ко всем дарам, которые нам даны, и не зарывать их в землю. Если у нас есть какая-то способность, какой-то талант, какая-то возможность, используем их для того, чтобы украшать нашим трудом и талантом святую Церковь.

Не всякому человеку дан слух и музыкальные способности. Не каждому, например, даны способности художника. Не всякий человек способен залезть на леса и расписывать храмы, потому что для этого нужно специальное умение, усердие – это большой труд. Но тот, кому это дано, пусть не пренебрегает этим даром.

Каждый человек, которому Бог дает те ли иные дарования, призывается к тому, чтобы их явить миру через служение Церкви. При этом, мы не должны завидовать дарам другого человека. Если тебе Бог дал возможность кистью художника творить чудеса, то ты совершенно не должен беспокоиться о том, что у тебя нет абсолютного слуха и ты не можешь петь на клиросе. А если тебе Бог дал возможность изучать Священное Писание и богословствовать, то не надо завидовать тем, у кого есть иные дарования, например, священные степени.

Каждого человека Бог поставляет на свое место в свое время. Каждого из нас Бог привел в этот мир в определенный период и на какой-то определенный отрезок времени — ни раньше ни позже. Он дал нам именно эту возможность – здесь и сейчас проявить свои способности именно на том служении, на которое Он нас поставил.

Поэтому святая Церковь призывает нас никогда не домогаться того, что нам не дано. Никогда не завидовать другим людям, не искать более высокого положения. Никогда не думать: «Если бы у меня были такие возможности, я бы развернулся во всю полноту моего таланта или дарования». А ты развернись сейчас, когда у тебя есть те возможности, которые дал тебе Бог. Если ты развернешься, если ты все силы отдашь тому служению, которое Господь на тебя возложил, то, если Богу будет угодно, Он даст тебе большее служение. А если не будет Ему угодно — радуйся тому, что Бог призвал тебя в Церковь и возложил на тебя те обязанности и ту ответственность, которую ты несешь.

Вот чему научает нас пример и Самого Господа Иисуса Христа, и пример святого апостола Павла, и поучения, которые он оставил нам в наследие.

Будем просить Господа, чтобы Он дал каждому из нас возможность реализовать свои таланты, свои способности не для нашей славы и нашего прославления, а во славу Божию и во славу Его святой Церкви. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником. Храни вас Господь».

Служба коммуникации ОВЦС


Поделиться:
Журналы заседания Священного Синода от 17 июня 2021 года

17 июня в 19:50

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

17 июня в 11:50

Святейший Патриарх Кирилл провел заседание Высшего Церковного Совета

15 июня в 17:00

Поздравление Патриарха Кирилла Н. Беннету с избранием на должность главы Правительства Государства Израиль

14 июня в 17:00

Поздравление Патриарха Кирилла Ухнаагийну Хурэлсуху с победой на выборах Президента Монголии

12 июня в 22:45

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Раулю Кастро Рус с 90-летием со дня рождения

03 июня в 12:43

Завершил работу пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

28 мая в 18:00

Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла проходят заседания второго дня работы пленума Межсоборного присутствия

27 мая в 12:55

В Москве открылся пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

26 мая в 13:30

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 75-летием Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

24 мая в 19:20

Святейший Патриарх Кирилл встретился со спикером Парламента Южной Кореи

22 мая в 20:50

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IX Парламентских встречах в Государственной Думе РФ

18 мая в 20:42

Предстоятель Русской Церкви принял участие в IX Парламентских встречах в Государственной Думе

18 мая в 20:40

Святейший Патриарх Кирилл встретился с епископатом Православной Церкви Молдовы

16 мая в 21:15

В Неделю святых жен-мироносиц Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

16 мая в 17:00

Делегация Русской Церкви примет участие в конференции о христианском понимании здоровья и болезни

17 июня в 23:00

Журналы заседания Священного Синода от 17 июня 2021 года

17 июня в 19:50

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

17 июня в 11:50

Митрополит Иларион: творческая активность является для меня «побочным продуктом» служения Церкви

14 июня в 15:00

Митрополит Иларион: Церковь – мой источник вдохновения

14 июня в 11:00

Митрополит Иларион сравнил законы о гендерной самоидентификации со сказкой о голом короле

13 июня в 12:00

Митрополит Иларион: творческая активность является для меня «побочным продуктом» служения Церкви

13 июня в 00:00

Соболезнование председателя ОВЦС в связи с кончиной архиепископа Бакинского и Азербайджанского Александра

12 июня в 15:45

Митрополиту Волоколамскому Илариону вручена Государственная премия Российской Федерации

12 июня в 14:45

Митрополит Иларион рассказал об уровне физподготовки военных священников

10 июня в 18:30

Митрополит Иларион: Всем в своей жизни я обязан Церкви

10 июня в 11:00

Митрополит Иларион: Проповедь Христа и Евангелия – это то, чему я посвятил жизнь

09 июня в 17:17

Митрополиту Волоколамскому Илариону присуждена Государственная премия Российской Федерации

09 июня в 13:20

Митрополит Иларион: пандемия не должна использоваться для извлечения выгоды

08 июня в 21:00

Митрополит Иларион: «ПЦУ» создана с целью вбить клин между русским и украинским народами на религиозном уровне

06 июня в 12:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января в 21:20

Митрополит Иларион: Господь насытил воды Иордана Своим Божественным присутствием, чтобы в них омывались грехи человеческие

19 января в 20:53

В Крещенский сочельник митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке

18 января в 19:17

Митрополит Иларион: Покаяться – значит изменить образ жизни

17 января в 20:05

В день своей архиерейской хиротонии митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь мучеников и исповедников Михаила и Феодора Черниговских

14 января в 19:49

Митрополит Иларион: Бог прокладывает путь к сердцу человека, преодолевая его неверие и сомнение

10 января в 19:54

В праздник Рождества Христова митрополит Иларион совершил ночное богослужение

07 января в 19:41

Митрополит Иларион: Каждому человеку открыт путь ко Христу

06 января в 21:40

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение