Главная страница Авторская аналитика
Автокефалия по-константинопольски…

Автокефалия по-константинопольски

Illustration_1.jpgАфанасий Зоитакис, кандидат исторических наук. Преподаватель Кафедры истории Церкви (Исторический факультет МГУ)

Сегодня православный мир оказался разделенным. На Украине, в Северной Македонии, Черногории, Абхазии неспокойно. Повод для «брожения» – проблема автокефалии. Отсутствует согласие – кто, при каких условиях и каким образом может объявить о появлении новой Поместной Православной Церкви.

Показательный пример – ситуация в Церкви Чешских земель и Словакии. В этом году исполняется 70 лет автокефалии этой Церкви, полученной от Русской Православной Церкви. Однако Константинопольский патриархат этой автокефалии не признает и даже издал 27 августа 1998 года собственный «Патриарший и Синодальный Томос о даровании автокефалии святой Православной церкви в Чешских землях и Словакии». С тех пор любые попытки чешских и словацких христиан вспомнить о роли Русской Церкви вызывают достаточно жесткую реакцию. Читая письма из Фанара поражаешься необычно резким для дипломатических документов формулировкам. В Константинополе недовольны «нарушением договоренностей» и «пренебрежением к установленному церковному и каноническому порядку». Автокефалию 1951 года называют «незаконной», характеризуют ее как «негативное, явно неканоничное, ничтожное событие». Выражают «сомнения в искренности и честности», и требуют «изучить, наконец-то, историю и каноническое право… и не провоцировать», в противном случае грозя санкциями и даже отзывом автокефалии с попутным изъятием «из Священных Диптихов Православных автокефальных Церквей».

Попытка договориться

Среди постановлений Вселенских Соборов нет канонов, регламентирующих предоставление автокефалии. Именно это стало поводом для современных конфликтов.

Идея решить накопившиеся в православном мире трудности на новом Всеправославном соборе вышла на авансцену в начале XX века. В эти годы предстоятели Поместных Церквей активно переписывались и в целом согласовали круг тем, который будет вынесен на общеправославное обсуждение. 

Illustration_2.jpg

Мировые войны, Русская революция, изгнание греков из Малой Азии и другие события препятствовали проведению Собора. Тем не менее, с 8 по 23 июня 1930 года в афонском монастыре Ватопед состоялось совещание, на котором представители Поместных Церквей согласовали круг тем, которые достойны соборного обсуждения. Среди них была и тема «Предпосылки и способ предоставления автономии и автокефалии».

В начале заседания с докладом выступил секретарь комиссии митрополит Швейцарский Дамаскин, который рассказал, в чем Православные Церкви согласны, а в чем их позиции расходятся. 

Приведем несколько наиболее важных цитат из этого доклада:

- «все святейшие Православные Церкви согласны, что необходимо всеправославное согласие для провозглашения автокефалии».

В 1961 году на острове Родос состоялось Первое Всеправославное совещание с участием большинства Поместных Церквей. Встреча подтвердила важность обсуждения проблемы автокефалии на грядущем соборе. На I Всеправославном предсоборном совещании в 1976 году тема «Автокефалия и способ ее провозглашения» была включена в список 10 тем повестки Святого и Великого Собора.

В ноябре 1993 года на Межправославной подготовительной комиссии в швейцарском Шамбези тема автокефалии наконец начала обсуждаться по существу.

Illustration_3.jpg

- «Каноничное предоставление автокефалии невозможно без предварительного подтверждения всеправославного консенсуса».

- «Экклезиологическая и каноническая основа института автокефалии гарантирует равночестность автокефалии всех поместных автокефальных Православных Церквей».

В результате дискуссии Поместные Церкви (на совещании отсутствовали только Иерусалимский и Грузинский Патриархаты) почти полностью согласовали текст документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», согласно которому предоставление автокефалии в дальнейшем будет возможно лишь с одобрения всех Поместных Церквей, а «Церковь, провозглашенная автокефальной, вводится в качестве равноправной в общение Православных Церквей и имеет все общеправославно установленные канонические привилегии (диптихи, поминовение, межправославные отношения и т.д.).».

В частности необходимыми условиями для предоставления автокефалии в п.3 данного документа провозглашались «согласие Церкви-Матери и обеспечение всеправославного консенсуса». После исполнения этих условий в процесс включался Вселенский Патриарх. «Церковь-Матерь, получая просьбу от подчиненного ей церковного региона оценивает существующие экклезиологические, канонические и пастырские предпосылки предоставления автокефалии. В случае если Поместный Собор в качестве высшего церковного органа даст свое согласие, он вносит соответствующее предложение Вселенской Патриархии для поиска всеправославного консенсуса, информируя остальные Поместные Автокефальные Церкви». И далее в пункте б – «Всеправославный консенсус выражается единогласием Соборов Автокефальных Церквей».

Оставалось только договориться о том, как именно провозглашается автокефалия, предоставляемая по общему согласию всех Поместных Церквей: кто и как подписывает соответствующий документ.

Однако развить достигнутый успех не удалось. Шесть лет Константинопольский Патриарахат, председательствующий в Межправославной подготовительной комиссии, не созывал ее заседаний. В 1999 году он такую попытку предпринял, но она повисла в пустоте из-за разразившегося тремя годами ранее эстонского церковного кризиса. Константинопольский Патриархат потребовал участия в заседаниях наравне с общепризнанными Поместными Церквами так называемой Эстонской Апостольской Православной Церкви, учрежденной на канонической территории Русской Православной Церкви в качестве автономии Константинопольского Патриархата. Естественно Русская Православная Церковь с таким подходом согласиться не могла.

Illustration_4.jpg

В 2008 году Константинопольский Патриархат отказался от прежних требований и вновь открыл путь к возобновлению переговоров. Обсуждение проблемы автокефалии продолжилось на Межправославной подготовительной комиссии в декабре 2009 года. На этом заседании часть Поместных Церквей стояла на позиции, что Томос об автокефалии подписывает «Вселенский Патриарх, как выразитель всеправославного консенсуса». В свою очередь делегации Русской, Сербской, Румынской, Болгарской, Польской и Церкви Чешских земель и Словакии полагали, что Томос должен быть подписан представителями всех Поместных Церквей. Пункт 3в. в 2009 году звучал так «Выражая согласие Матери-Церкви и всеправославный консенсус, Вселенский Патриарх официально провозглашает автокефалию ходатайствующей об этом Церкви посредством издания Томоса об автокефалии. Этот Томос подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нем Блаженнейших Предстоятелей святейших Православных Церквей, приглашенных для этого Вселенским Патриархом». Но вопрос содержания Томоса и способа его подписания переносился на следующую Межправославную подготовительную комиссиию (2011).

Но в 2011 году консенсуса опять не было установлено, так как действующий регламент предусматривал принятие документов только в случае единогласного одобрения всеми Поместными Церквами. Однако путь к решению проблемы автокефалии был как никогда близок. В ноябре 2011 года глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Иларион отметил, что «остается преодолеть некоторые детали технического свойства». Суть разногласий заключалась в следующем: делегация Константинопольского Патриархата настаивала, что подпись Вселенского Патриарха под Томосом об автокефалии должна быть специальным образом выделена (предлагалось снабдить ее словом «апофенете» (по-гречески — «решает»), а подписи Предстоятелей остальных Поместных Православных Церквей — словом «синапофенете» («совместно решает»)); делегация Русской Православной Церкви выражала мнение, что Томос должен утверждаться одинаковыми подписями Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей, причем Константинопольскому Патриарху, разумеется, отводилось бы место первого среди равных.

Тем не менее, в апреле 2011 года вопрос об автокефалии был временно снят с обсуждения по инициативе Константинопольского патриарха Варфоломея, разославшего письма в Поместные Православные Церкви с предложением провести Всеправославный Собор, а дискуссию по спорному вопросу отложить до лучших времен.

Illustration_5.jpg

На Синаксисе Предстоятелей в 2014 году было решено, что тема автокефалий будет вновь обсуждаться в рамках подготовительной комиссии для вынесения на Всеправославный Собор. Но рассмотрение не состоялось, формальной отговоркой стала нехватка времени. Тем не менее, в 2015 году Предстоятели Грузинской, Сербской и Болгарской Православных Церквей в переписке с Патриархом Варфоломеем выступали за внесение темы автокефалии на Святой и Великий Собор.

В 2016 году на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей Русская Церковь настойчиво предлагала решить оставшиеся незначительные разногласия в вопросе о предоставлении автокефалии. Но Константинопольский Патриархат отказался, заявив, что, что это может привести к задержке созыва Всеправославного Собора. Однако Фанар в очередной раз обещал не вмешиваться в церковные дела на Украине ни до Собора, ни после него. «Мы этим словам поверили», - зявил глава ОВЦС митрополит Илларион греческому изданию Romfea, - «Мы подумали: раз так говорит Вселенский Патриарх, давайте мы действительно, как он нам обещает, проведем Собор, а после того будем продолжать обсуждение темы автокефалии. Нельзя было ему верить, он нас обманул. Это и была наша большая ошибка».

Illustration_6.jpgИ действительно, иерарх Константинопольского патриархата епископ Авидский Кирилл в статье «Украинская автокефалия» честно признался, что даже ратификация Критским собором документа об автокефалии ничего бы не изменила – Константинополь продолжил бы действовать исходя из присущего ему понимания своей «первенствующей роли» в Православной Церкви.

Из «сестер» в «дочери»

Опираясь на своеобразную вольную трактовку канонов, Фанар пытался обосновать свою «уникальную привилегию принимать апелляции от иерархов и духовенства» всех Поместных Церквей. И со временем он заявил претензии на контроль всей православной диаспоры.

Претерпевало изменения и учение об автокефалии. Еще в середине 19 столетия объявляя о создании Элладской Церкви, Фанар заявлял «Православная Церковь в Элладском королевстве отныне объявляется и провозглашается духовной сестрой бывшей Матери-Церкви, Вселенского Патриархата». Вселенский Патриархат больше не будет «Матерью», а «Церковью сестрой» (Томос 1850 года).

Стоит отметить, что даже при том, что Элладская Церковь непосредственно относилась к юрисдикции Константинополя, всё было решено на созванном Святом и Великом Соборе с участием представителей других Поместных Церквей.

Автокефалия Элладской Церкви была достаточно сильно ограничена, однако для более поздних томосов ситуация еще больше изменилась не в пользу Поместных Церквей. Издавая новые томосы об автокефалии в Константинополе продолжали ограничивать права Поместных Церквей (при этом решения принимались единолично без консультаций с другими Церквами). Особенно показательны документы близкие к нашему времени.

В томосах, адресованных Православной Церкви Чешских Земель и Словакии (1998) и так называемой Православной Церкви Украины (2019) речь идет о существенно урезанных правах.

Illustration_7.jpg

Константинополь оставляет за собой право отзывать автокефалию, регламентирует структуру и принципы управления, запрещает окормлять заграничную паству, предписывает получать миро от «Церкви-Матери», оставляет за собой монопольное право модерировать общение новых автокефалий с Поместными Церквами.

Фактически Константинополь провозглашает себя главой всех Поместных Церквей, что прямо прописано в томосе так называемой украинской «Церкви»: «Автокефальная Церковь в Украине знает в качестве своей главы Всесвятейший апостольский и патриарший Вселенский престол, так же как и прочие Патриархи и Предстоятели».

Константинополь пытается стать уникальным по своему статусу «попечителем» всех остальных Поместных Церквей, осуществляющим за ними надзор.

Очевидно, что претензия Константинополя на «уникальное» право предоставлять автокефалию лишена не только исторических и канонических оснований, но и прямо противоречит всем согласованным подходам к этому вопросу на всеправославном уровне. При этом необходимо отметить, что еще какие-то 10 лет назад Фанар сам настаивал на всеправославном консенсусе в этом вопросе. И при этом выдал «автокефалию» ПЦУ, не обсудив вопрос ни на одном всеправославном собрании, не получив одобрение Поместных Церквей, пойдя наперекор православным канонам. Перечеркнув многолетнюю работу по выработке общего консенсуса.

Поделиться:
Поздравление Патриарха Кирилла Ухнаагийну Хурэлсуху с победой на выборах Президента Монголии

12 июня в 22:45

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Раулю Кастро Рус с 90-летием со дня рождения

03 июня в 12:43

Завершил работу пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

28 мая в 18:00

Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла проходят заседания второго дня работы пленума Межсоборного присутствия

27 мая в 12:55

В Москве открылся пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

26 мая в 13:30

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 75-летием Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

24 мая в 19:20

Святейший Патриарх Кирилл встретился со спикером Парламента Южной Кореи

22 мая в 20:50

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IX Парламентских встречах в Государственной Думе РФ

18 мая в 20:42

Предстоятель Русской Церкви принял участие в IX Парламентских встречах в Государственной Думе

18 мая в 20:40

Святейший Патриарх Кирилл встретился с епископатом Православной Церкви Молдовы

16 мая в 21:15

В Неделю святых жен-мироносиц Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

16 мая в 17:00

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной индонезийского христианского деятеля епископа Соритуа Набабана

10 мая в 23:50

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Предстоятелей Древних Восточных Церквей, празднующих Пасху по юлианскому календарю

03 мая в 17:30

В праздник Светлого Христова Воскресения Патриарх Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в Храме Христа Спасителя

02 мая в 19:50

Святейший Патриарх Кирилл поздравил с Пасхой руководителей стран православной традиции в дальнем зарубежье

02 мая в 12:01

Соболезнование председателя ОВЦС в связи с кончиной архиепископа Бакинского и Азербайджанского Александра

12 июня в 15:45

Митрополиту Волоколамскому Илариону вручена Государственная премия Российской Федерации

12 июня в 14:45

Митрополит Иларион рассказал об уровне физподготовки военных священников

10 июня в 18:30

Митрополит Иларион: Всем в своей жизни я обязан Церкви

10 июня в 11:00

Митрополит Иларион: Проповедь Христа и Евангелия – это то, чему я посвятил жизнь

09 июня в 17:17

Митрополиту Волоколамскому Илариону присуждена Государственная премия Российской Федерации

09 июня в 13:20

Митрополит Иларион: пандемия не должна использоваться для извлечения выгоды

08 июня в 21:00

Митрополит Иларион: «ПЦУ» создана с целью вбить клин между русским и украинским народами на религиозном уровне

06 июня в 12:00

Митрополит Иларион: Россия и США ответственны за сохранение мира во всем мире

06 июня в 00:00

Митрополит Иларион рассказал о документах, которые будут вынесены на рассмотрение Архиерейского Собора

05 июня в 22:00

Вышла в свет книга митрополита Волоколамского Илариона «Евангелие Достоевского»

04 июня в 18:00

Митрополит Иларион: Евангелие не дает ответы на все случаи жизни, но предлагает ориентиры, помогающие угадывать волю Божию

31 мая в 18:19

Председатель ОВЦС поздравил Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Савву с 23-й годовщиной интронизации

31 мая в 11:55

Православное образование сегодня по качеству вполне сопоставимо со светским, отметил митрополит Иларион

30 мая в 15:10

Митрополит Иларион: Каждый зародившийся человек должен иметь по закону право на жизнь

30 мая в 11:00

Митрополит Иларион: Будем в любых обстоятельствах жизни сохранять верность Господу Иисусу Христу

19 марта в 15:56

Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас

07 марта в 22:34

Митрополит Иларион: Встреча с Богом – главная цель в жизни человека

15 февраля в 20:00

Митрополит Иларион: Евангельская история о Закхее учит нас, как реагировать на присутствие Бога в нашей жизни

14 февраля в 19:34

Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа

09 февраля в 19:02

Церковь прославляет всех мучеников и исповедников за имя Христово

07 февраля в 21:20

Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти

31 января в 20:26

Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности

24 января в 21:20

Митрополит Иларион: Господь насытил воды Иордана Своим Божественным присутствием, чтобы в них омывались грехи человеческие

19 января в 20:53

В Крещенский сочельник митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке

18 января в 19:17

Митрополит Иларион: Покаяться – значит изменить образ жизни

17 января в 20:05

В день своей архиерейской хиротонии митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь мучеников и исповедников Михаила и Феодора Черниговских

14 января в 19:49

Митрополит Иларион: Бог прокладывает путь к сердцу человека, преодолевая его неверие и сомнение

10 января в 19:54

В праздник Рождества Христова митрополит Иларион совершил ночное богослужение

07 января в 19:41

Митрополит Иларион: Каждому человеку открыт путь ко Христу

06 января в 21:40

Обратная связь

Поля отмеченные * обязательны для заполнения

Отправить обращение